рус  eng 

Новости


Минский трамвай пошел по малошумным рельсам - 2.12.2008

В 2009-м минскому трамваю исполнится 80 лет. Незадолго до юбилея этот вид столичного транспорта стал решительно избавляться от шума и вибраций. Реконструкция трамвайных путей затронула улицу Якуба Коласа. Здесь 17 июня начались, а 1 ноября завершились работы по замене старых путей на новые – безбалластные. И успех этого дела во многом предопределило сотрудничество КУП «Минсктранс» с его службой трамвайного пути, минской компании «Феликс», а также польских специалистов, помогавших белорусам осваивать технологии швейцарского концерна «Sika».

На улице Якуба Коласа появились пути без шпал с эластичной виброизоляцией рельсов, снижающей уровень шума приблизительно на 20 дБ, а значения вибрации на 10 дБ. Расчетный, минимальный, срок эксплуатации таких путей – 30 лет, что позволяет не проводить через каждые 10–12 лет их капремонт, как в случае традиционных путей. Стоит отметить, что затраты на такой ремонт составляют 80% от стоимости строительства нового пути. Наиболее трудоемким этапом реконструкции стало устройство несущего монолитного железобетонного основания путей с вмонтированными в него стальными желобами. После него отдельные рельсы Т62 длиной 12,5 м были объединены в рельсовые плети длиной свыше 600 м посредством алюмино-термитной сварки, гарантирующей равную прочность плетей во всех их сечениях. Данная технологическая фаза включала еще и шлифовку рельсовых стыков.



Затем была осуществлена высокоточная вклейка предварительно подготовленных к этой операции рельсовых плетей (фото 1) с использованием продуктов группы «Icosit» производства концерна «Sika». Рельсовые плети в коробах крепились составом «Sika Icosit KC 340/45». Это двухкомпонентный, эластичный, твердеющий без усадки материал на полиуретановой основе Он обладает высокой адгезией к стали и бетону, не допуская попадания воды между рельсом и основанием. Характеризуется высокими изоляционными свойствами, препятствуя возникновению блуждающих токов, в результате которых активизируются коррозийные процессы в стальных элементах пути и основания. Применяется в жидком состоянии (фото 2), формируя сплошную эластичную подушку между рельсом и стенками стального желоба (фото 3). Большой плюс материала «Icosit KC 340/45» также в том, что он обретает рабочее состояние уже через 24 часа после заливки. Технологию безбалластного пути широко используют в странах Евросоюза при строительстве новых и реконструкции существующих трамвайных путей.

Вклеенные на Якуба Коласа рельсы по всей их длине отшлифовал специальный технологический трамвай (фото 4), и вскоре по обновленным путям началось движение рейсовых вагонов (фото 5). В компании «Феликс» полагают, что со временем все минские трамвайные пути следует преобразить на современный лад в результате внедрения опробованной на Якуба Коласа технологии концерна «Sika». Кроме того, ее можно успешно применять в разных местах Беларуси, притом не только в случае модернизации существующих путей, но и при устройстве новых, в т.ч. для высокоскоростных пригородных трамваев. Перспективность предложений компании «Феликс» надежно подтверждают два обстоятельства. Во-первых, сила новой для республики технологии обусловлена ее по-настоящему наукоемким содержанием. Во-вторых, еще нигде в мире правильное использование материалов и технологий «Sika» не давало сбоев.

Александр Кравцов